Некоммерческое Партнерство ОДП "Ставрополье" Четверг, 26.12.2024, 22:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Саморегулирование [13]
Документы для обсуждения [9]
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Март » 2 » Саморегулирование — это обязательный элемент рыночной экономики
Саморегулирование — это обязательный элемент рыночной экономики
12:59
Введение саморегулирования — это не прихоть реформаторов и не вид реформы, которую можно проводить или не проводить. Саморегулирование — это обязательный элемент экономики, основанной на рыночных, а не директивных принципах. Отсутствие саморегулирования — основная причина коррупционного давления власти на бизнес. Без саморегулирования коррупция становится основной составляющей деятельности любого чиновника любого уровня. 

Неправильно было бы думать, что саморегулирование ограничивается саморегулируемыми организациями. Отнюдь нет. Институтов саморегулирования гораздо больше, чем теx институтов, которые будут введены в связи с принятием закона о саморегулировании. Институты саморегулирования — это и политические партии, и парламент, и местное самоуправление, которое не является государственной властью, оно — одна из высших форм саморегулирования, находящихся на границе между государственной властью и саморегулированием в обществе. 

Принятие закона о СРО решает один из позиционных конфликтов, которых в рыночной экономике существует четыре (некоторые эксперты считают, что больше): работодатель — наемный работник, потребитель — производитель, монополист — конкурентный производитель, собственник — менеджер. Позиционные конфликты в рыночной экономике — это, с одной стороны, некий двигатель прогресса, а с другой стороны, — социальный фактор. Правильное регулирование конфликтов демонстрирует социальное лицо рыночной экономики. 

Создание саморегулируемых организаций регулирует позиционный конфликт потребитель — производитель. Нерыночная экономика решение этого конфликта полностью возлагает на плечи государства: то есть ни потребитель, ни производитель в регулировании этого конфликта не участвуют, а лишь выполняют указания: что производить производителю и что потреблять потребителю. 

В системе свободных рыночных и договорных отношений производитель и потребитель должны сами вырабатывать принципы своего взаимодействия. Ведь само сообщество производителей хлеба, мяса, одежды, автомобилей лучше знает, кто добросовестный производитель, а кто нет. Кто лучше них самих может решить вопрос о допуске и недопуске на рынок того или иного производителя. Тем не менее, этим в России занимается государство, которому, в общем, за взятку все равно кого допускать, а кого нет. 

Сегодня с принятием закона о саморегулировании у нас появилась возможность изменить ситуацию. Закон о саморегулируемых организациях создал некие рамки, прописал ту общую структуру, которая должна присутствовать во всех саморегулируемых организациях, которые будут создаваться в различных секторах экономики или секторах производства. Я намеренно не использую термин «отрасль», поскольку здесь употребление данного понятия менее уместно. При создании саморегулируемых организаций главное — это продукт, товар, именно по нему может и должна происходить градация и создание объединений. 

Классифицировать саморегулируемые организации можно по горизонтали и по вертикали. 

При горизонтальном делении получается два вида саморегулируемых организаций: по профессии и по виду деятельности. 

Первый — по профессии, там, где профессия является носителем услуги или товара, то есть, когда человек зарабатывает собственным профессионализмом и свободен на рынке, и он же отвечает на рынке за свой продукт. Какие саморегулируемые организации здесь уже созданы и будут создаваться? 

Начнем с того, что некоторые виды саморегулирования по профессии существовали ещё в советское время. Например, нотариусы и первый вид саморегулируемых организаций - нотариальные палаты. 

Уже в наше время созданы саморегулируемые организации арбитражных управляющих и оценщиков. Кроме того, саморегулирование предстоит создать ещё в целом ряде профессий: у архитекторов, врачей, занимающихся частной практикой, учителей, имеющих свои авторские школы, тренеров, спортсменов и даже журналистов. Для повышения этичности журналистских текстов было бы очень полезно, если бы хотя в некоторых видах журналистской деятельности: право работать или не работать в профессии выдавалось профессиональным сообществом. 

Второй тип саморегулируемых организации при горизонтальном делении — по виду деятельности, то есть, когда субъектом саморегулирования становится не физическое лицо, а организация: скажем, строители, производители цветных металлов, производители электроэнергии, газа, то есть любое производство, любые производители. 

И в саморегулировании по профессии, и в саморегулировании по видам деятельности возможна вертикальная классификация, в результате которой возникает три типа СРО. 

Первый тип СРО при вертикальном делении: СРО с обязательным членством, когда именно СРО разрешает или не разрешает своим членам работать на рынке (данный тип СРО — фактическая замена государственного лицензирования). 

Второй тип — СРО со свободным членством и свободным выходом на рынок, но накладывающий определенные требования на продукт деятельности. И третий вариант — это саморегулирование у естественных монополистов. В данном типе СРО есть свои особенности, но мы о них пока говорить не будем, потому что это работа будущего. 

Создание СРО с обязательным членством могло бы быть очень полезным для российской ситуации, так как позволило бы освободить рынок от недобросовестных производителей. При создании данного типа СРО очень важно избежать монополизма. Необходима множественность саморегулируемых организаций, причем желательно стремиться к такому оптимальному количеству СРО, при котором одновременно не происходили засорение рынка саморегулируемыми организациями и дискриминация этого понятия. Численность СРО зависит от рынка, закон о саморегулировании дал минимальную численность — 25 членов, однако в законе об арбитражных управляющих стоит численность — 100 членов, в законе об оценщиках — 300 членов. Количество организаций, вошедших в СРО, зависит от объема рынка и от его управляемости. 

Мы далеки от мысли, чтобы создавать монопольные организации производителей. Частная монополия ничуть не лучше государственной, а иногда и хуже. 

В закон введено такое понятие как Национальный совет: т.е. Союз саморегулируемых организаций, которому по закону дается статус единственного представителя бизнеса данного сектора рынка в государстве и целый ряд прав, вплоть до национальной стандартизации. В данном случае монополизм не опасен, поскольку права Национального совета по сравнению с правами СРО гораздо меньше. 

Саморегулируемая организация с обязательным членством получает от государства право на разработку собственных стандартов и контроль над их исполнением, в том числе и право контроля над обязательными требованиями. При этом государство контролирует только способ принятия решений и взамен передает обществу всю полноту ответственности. 

При создании СРО со свободным членством — СРО получают от государства право контроля над своими членами. Иначе говоря, членов СРО контролирует сама организация, всех тех, кто не захотел самоорганизоваться и объединиться в СРО — контролирует государство даже более жестко, чем раньше. Репутационную надежность членов СРО гарантирует саморегулируемая организация. Те кто не вступил в СРО, ответственны только перед государством, возможно, взяткой. Члены СРО перед всем обществом, в том числе финансово. 

Сегодня очень много говорят о том, что система саморегулирования не подходит для России. Да необходимо признать, что введение саморегулирования возможно только в зрелых секторах рынка. Если какие-то производители, сообщества производителей считают, что им не подходит закон о саморегулировании, то это значит, что их сектор рынка — незрелый, что они все ещё работают по серым схемам, что они все ещё предпочитают взятку добросовестному производству товара и услуги, а значит, они не готовы. 

Тот, кто выбирает саморегулирование и начинает самоорганизацию обычно преследует две цели. Первая — снижение излишнего контроля государства, излишнего давления государства различными видами контроля. Вторая — очистка рынка от недобросовестных производителей. Те кто объединяется в СРО, могут преследовать одну из этих целей или сразу обе, но я берусь утверждать, что во всех секторах российского рынка хотя бы одна из этих двух задач существует. Поэтому вопрос о введении саморегулировании стоит практически перед всем российским рынком товаров услуг. 

Что нужно делать, что запустить этот процесс в нашей стране? Первый шаг уже сделан — принят рамочный закон, теперь дело за самими участниками рынка. Сообществу производителей или профессионалов необходимо собраться и понять, какие у них цели, выстроить концепцию своей СРО и её структуру, найти профильный закон, внести в него поправки, которые обеспечат отказ государства от контроля в этой сфере. Не будет никаких приемо-передаточных актов между государством и саморегулируемой организацией, часть контролирующих функций государства передается СРО только в силу закона, в котором будет написано, что саморегулируемым организациям этот закон поручает, а государство лишается этой функции. 

Сегодня все, кто кричат об излишнем давлении государства, о засоренности рынка недобросовестными производителями и ничего не делает, на самом деле, пособники того, о чем они сами кричат. После принятия закона о СРО в России созданы все условия для того, чтобы сам бизнес могу отказаться от излишнего контроля государства. Бездействие в нынешних условиях можно рассматривать, как саботаж самого бизнеса вместе с государством.
Григорий Алексеевич Томчин. 


Источник: http://www.vapr.ru/faq/730.html

Категория: Саморегулирование | Просмотров: 1399 | Добавил: np26 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024